Азбука потребителя: изучаем услуги мобильной связи

Предоставление информации потребителю

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и оказываемых им услугах. Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров оказания услуг на русском языке, а также дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Информация об исполнителе: 

Оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии. Исполнитель обязан довести до сведения потребителя:
- фирменное наименование (наименование) организации; 
 - место нахождения (адрес) организации; - режим работы организации;  
 информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего органа (если исполнителем является индивидуальный предприниматель). Указанная информация размещается на вывеске. 

 Информация об оказываемых услугах: 
В договоре об оказании услуг мобильной связи должны быть указаны следующие сведения: 
·дата и место заключения договора; 
·наименование (фирменное наименование) оператора связи; 
·реквизиты расчетного счета оператора связи; 
·реквизиты выданной оператору связи лицензии; 
·сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность); 
·согласие (отказ) абонента на предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи, и предоставление сведений о нем для оказания таких услуг;
·номер SIM-карты; 
·согласие (отказ) абонента на использование сведений о нем в системе информационно-справочного обслуживания; 
·способ доставки счета; 
·права, обязанности и ответственность сторон; 
·срок действия договора. 

В договоре должны быть указаны следующие существенные условия: 
а) назначенный абоненту абонентский номер из выделенного оператору связи ресурса нумерации географически не определяемой зоны нумерации или уникальный код идентификации; 
б) оказываемые услуги подвижной связи; 
в) порядок, сроки и форма расчетов;
 г) система оплаты услуг подвижной связи.

 Оператор связи оказывает бесплатно и круглосуточно следующие информационно-справочные услуги:
 - выдает информацию о тарифах на услуги, о зоне обслуживания сети подвижной связи;
 - выдает информацию абоненту о состоянии его лицевого счета и о задолженности по оплате услуг подвижной связи;
 - осуществляет прием информации от абонента о технических неисправностях, препятствующих пользованию услугами подвижной связи.

 Указанный перечень бесплатных информационно-справочных услуг не может быть сокращен. Перечень оказываемых платных информационно-справочных услуг определяется оператором связи самостоятельно.

При введении новых тарифов на услуги мобильной связи, оператор связи не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов обязан извещать об этом абонентов путём размещения указанной информации в средствах массовой информации. Такая информация чаще всего размещается на интернет – сайте оператора связи (если сайт зарегистрирован в качестве СМИ).

Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию об услуге, он вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. 

Исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации об услуге, несёт ответственность за недостатки услуги, возникшие у него вследствие отсутствия такой информации. Порядок действий потребителя в случае нарушения права на получение необходимой и достоверной информации: 
1. Предъявление претензии исполнителю о непредоставлении полной и надлежащей информации. 
2. Обращение в суд с исковым заявлением о защите прав потребителей. 

Административная ответственность: 
 ·Осуществление оказания услуг связи организацией, а равно гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, при отсутствии установленной информации об исполнителе, размещаемой на вывеске, влечёт административную ответственность по ч.1 ст. 14.5 КоАП РФ. 
 ·Нарушение исполнителем прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге связи, обязательность предоставления которой предусмотрена ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», влечёт административную ответственность по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. 

В целях привлечения исполнителя к административной ответственности по указанным статьям, гражданину рекомендуется обратиться с письменной жалобой в адрес территориального Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по месту жительства либо на официальный сайт ведомства. 
·Осуществление оператором связи деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией): непредоставление абоненту доступа к системе информационно-справочного обслуживания, нарушение правил оказания услуг связи, влечёт административную ответственность по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ. В целях привлечения исполнителя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, потребителю рекомендуется обратиться с письменной жалобой в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).