Всемирный день качества

Всемирный день качества

 

 

 

Ежегодно каждый второй четверг ноября всем мировым сообществом отмечается Всемирный день качества. В этом году этот праздник приходится на 14 ноября.

 Всемирный день качества был учрежден в 1989 году по инициативе ведущих международных организаций по качеству: Европейской организации качества (EOQ), Японского союза учёных и инженеров, Американского общества по контролю качества и Латиноамериканской организации по качеству, при поддержке Организации Объединённых Наций.  ЕОК была  основана в 1956 году,  членами этой международной организации являются 46 государств и  Россия тоже входит в их число.  

Цель «Всемирного дня качества» - привлечение внимание мировой общественности  к проблеме качества, активизация деятельности, направленной на  повышение качества  и безопасности для человека товаров и услуг, окружающей среды, а также степени удовлетворенности запросов и ожиданий потребителей.

Важным направлением работы Управления является контроль  за соблюдением хозяйствующими субъектами требований технических регламентов. В настоящее время Роспотребнадзору подконтрольны 23 технических регламента Таможенного союза по безопасности продукции. За 9 месяцев 2019года по данному направлению работы проведено 1078 проверок, выявлено  1203 нарушения. По результатам проведённых проверок составлено 951 протокол об административных правонарушениях,  наложено  821 административный штраф на сумму  13477,9 т.р., выдано 440 предписаний различных видов.

    При осуществлении контрольно-надзорной деятельности специалисты Управления большое внимание уделяют контролю и надзору за качеством и безопасностью товаров. Кроме того, по результатам проведённых проверок были выявлены нарушения, связанные с  непредставлением надлежащей информации об изготовителях, исполнителях, продавцах и о товарах, работах, услугах, ненадлежащим оформлением сделок, включением в договоры условий, ущемляющих права потребителей, введением потребителя в заблуждение относительно свойств товаров, сроков оказания услуг, не предоставление документов, подтверждающих соответствие товаров (деклараций, сертификатов о соответствии) и др.  

Анализируя причины обращений потребителей, следует отметить, что 70-80% жалоб связаны с продажей товаров с недостатками и оказанием услуг ненадлежащего качества.                                               

 Чаще всего продавцами товаров нарушаются требования статьи 18 Закона РФ «О защите прав потребителей», устанавливающей права потребителя при обнаружении в товаре недостатков. Продавцами нарушается право потребителя на выбор требования, безосновательно отказывается в удовлетворении требования на обмен товара с недостатком, в расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар суммы, не соблюдаются сроки удовлетворения требований, не проводится проверка качества и/или экспертиза товара. Наиболее проблемной группой товаров с точки зрения нарушенного права являются технически сложные товары бытового назначения.

Наибольшее количество жалоб на ненадлежащее качество выполненной работы (оказанной услуги) касалось услуг по изготовлению и установке мебели, оконных и дверных блоков, ремонту компьютерной техники, сотовых телефонов, радиоэлектронной и фото и видеоаппаратуры. Потребители в своих обращениях в Управление чаще всего жаловались на нарушение сроков оказания услуг и устранения недостатков, оказание услуг ненадлежащего качества, повреждение (порчу) вещей потребителя  при проведении ремонта. 

Права потребителя при обнаружении  недостатков выполненной работы (оказанной услуги) определены в статье 29 Закона РФ «О защите прав потребителей»:

Потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя (10-дневный срок).

Не все потребители знают, что недостатки выполненной работы (оказанной услуги) устраняются в разумные сроки назначенные потребителем (статья 30 Закона).

Справка:

За 9 месяцев 2019 года в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области поступило порядка 5849 обращений потребителей по вопросам нарушений их прав. Наибольшее количество обращений граждан зарегистрировано на  сферу торговли –35,2%, ЖКХ –10,9%,  оказание бытовых услуг –9,5%, услуг связи- 7,3%, деятельность на финансовом рынке – 4,1%, туристских и гостиничных услуг -1,5%, платных медицинских услуг –1,7%, транспортные услуги- 1,1%, услуги общественного питания -1,2%.    

           В рамках осуществления судебной защиты за 9 месяцев 2019 года было подготовлено и подано 118 исковых заявлений в защиту прав потребителей, из них 3 в защиту неопределенного круга потребителей. Судами все исковые требования удовлетворены.

В соответствии с взаимосвязанными положениями ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  и п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Управление, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей привлекалось  судом для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. За истекший период 2019 года дано 258 заключений по делу в пользу потребителей.