В Управление Роспотребнадзора в 2018 году поступило более 1300 обращений от потребителей

В Управление Роспотребнадзора в 2018 году поступило более 1300 обращений от потребителей

 

В 1  квартале 2018 года в Управление поступило более 1300 обращений по вопросам нарушения прав потребителей.

Наибольшее количество обращений граждан зарегистрировано на  сферу торговли – 544 (40,1%), ЖКХ – 184 (13,5%),  услуг связи- 179 (13,2%), деятельность на финансовом рынке – 108 (7,9%), оказание бытовых услуг – 85 (6,2%), платных медицинских услуг – 39 (2,8%), прочие услуги – 151 (11,1%).

            В рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей в сфере оказания услуг розничной торговли.

 Основной причиной обращений граждан является неудовлетворение требований потребителей и нарушение сроков их удовлетворения при обнаружении в товаре недостатков. Как и в предыдущие периоды основная масса обращений, связана с продажей технически сложных товаров, мебели. В постоянном режиме поступают обращения граждан на продажу товаров дистанционным способом. При этом в ряде случаев не предоставляется  необходимая и достоверная информацию о товаре, продавце, не соблюдаются сроки поставки товара, реализуются товары с нарушением ассортимента, комплектности и качества. Нередко товары в сети интернет приобретаются у физических лиц. Продолжают поступать обращения потребителей на отказ в расторжении договоров купли-продажи товаров, в основном постельных принадлежностей, приобретённых в кредит после посещения различного рода презентаций.

Следует отметить увеличение доли обращений на оказание услуг в сфере связи с 9,4% до 13,2%. Наибольшее количество обращений поступило на услуги подвижной связи и телематические услуги. Причиной обращений потребителей услуг подвижной связи послужили факты подключения дополнительных платных услуг без согласия потребителя, не предоставление информации  о повышении тарифов на услуги, путём направления оператором связи потребителю коротких текстовых сообщений, некачественное оказание услуг. Обращения  граждан на оказание телематических услуг  касались некачественного оказания услуг, правомерности начисления платы, навязывания дополнительных услуг за плату. Обращений потребителей поступали и на подключение дополнительных платных услуг при предоставлении интерактивного телевещания после окончания льготного периода, когда они оказывались бесплатно. Потребителям разъяснялся претензионный порядок обращения к оператору связи, сроки рассмотрения обращений. В ряде случаев по результатам проведения предварительных проверок потребителям при наличии оснований был сделан перерасчёт платы за услуги.

            Одной из наиболее проблемных сфер оказания услуг с точки зрения нарушенных прав потребителей и количества обращений (13,5%) является жилищно-коммунальное хозяйство.

Подавляющее большинство обращений связано с правильностью начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, выставлением к оплате задолженности за услуги ЖКХ, в ряде случаев потребители заявляли о неправомерном без предварительного уведомления отключении подачи коммунального ресурса (бытового газа, электроэнергии). Данные обращения направлялись для рассмотрения по подведомственности в государственную инспекцию Нижегородской области.

          Наиболее часто выявляемые нарушения в данной сфере правоотношений – это отсутствие в платёжных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг: номеров банковского счёта и банковских реквизитов, адреса (место нахождения исполнителя), номеров контактных телефонов, факса и адресов электронной почты, сайта исполнителя в сети Интернет. По выявленным нарушениям в части не предоставления необходимой и достоверной информации для потребителей принимались меры административного воздействия по ч.1ст.14.8 КоАП РФ, выдавались предписания об устранении выявленных нарушений и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.

      Продолжают поступать обращения потребителей на оказание платных медицинских услуг с использованием заёмных средств в результате участия потребителей в различного рода презентациях и отказом в расторжении договоров на услуги и кредитных договоров. По результатам рассмотрения данных обращений принимались меры административного воздействия, потребителям давались разъяснения по порядку действий по расторжению договоров на оказание медицинских услуг, кредитных договоров, оказывалась судебная защита по восстановлению нарушенных прав.

 Обращения потребителей на качество предоставляемых медицинских услуг направлялись в территориальный орган Росздравнадзора.

       В рамках осуществления судебной защиты за 1 квартал 2018года было подготовлено и подано 41 исковое заявление с целью защиты прав потребителей, из них 38 исков рассмотрено и удовлетворено в пользу потребителей, 3 иска находятся в стадии рассмотрения.

В соответствии с взаимосвязанными положениями ч. 1 ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  и п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» Управление, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей привлекалось  судом к участию в деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей. За истекший период 2017 года дано 37 заключений по делу, из них удовлетворено в пользу потребителей 29 исков, 8 исков находятся в стадии рассмотрения.

Вопросы защиты прав потребителей находятся на постоянном контроле Управления Роспотребнадзора.