Об обращениях потребителей

В 2010 году в Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области поступило более 20 обращений потребителей (в том числе 1 коллективное обращение от жителей Московского района г.Н.Новгорода) на нарушение их прав при применении  нормативов по оплате коммунальных услуг за пользование холодной водой при наличии индивидуальных приборов учёта.

Обратившиеся в Управление потребители установили индивидуальные приборы учёта объёмов потребления холодной воды, после чего обратились с заявлением в домоуправляющую  компанию о согласовании установленного прибора учёта воды. После принятия приборов учёта для проведения расчетов за потребляемые коммунальные ресурсы данные были направлены в ООО «Центр-СБК» для внесения изменений в квитанцию на оплату коммунальных услуг. В свою очередь ООО «Центр-СБК» в соответствии с договором, заключенным с  ОАО «Нижегородский водоканал» на информационно-расчётное обслуживание, направило сведения о согласовании реестра индивидуальных приборов учёта введённых в эксплуатацию по актам ввода в ОАО «Нижегородский водоканал». ОАО «Нижегородский водоканал» установку приборов учёта потребителю не согласовал.

Одной из причин  отказа в согласовании  явилось отсутствие общедомовых приборов учета. Хотя в соответствии с п.16 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.

Потребителям необоснованно продолжали включать в квитанции по оплате коммунальных услуг  плату за потребление холодной воды из расчёта нормативов, а не по показаниям счетчика.

По результатам контрольно-надзорной деятельности Управления удалось восстановить нарушенные права потребителей. Потребителям был сделан перерасчёт платы за потребление холодной воды.

Управление принимало участие в судебной защите потребителей. Так, Управление выступило с иском в защиту интересов потребителя - жителя Приокского района г.Н.Новгорода. В ходе судебного разбирательства судом принято решение об удовлетворении иска Управления и о необходимости осуществлять начисление платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению исходя из показаний индивидуального прибора учёта холодной воды.

Кроме того, при рассмотрении обращений граждан установлены факты доведения до потребителей недостоверной информации организациями, предлагающими свои услуги по установке приборов учета. Так, например, в своих рекламных листах они размещают информацию следующего содержания: «согласно Постановлению Правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (с изменениями на 29 июля 2010 года), с 1 января 2011 года тем, кто платит за электричество, воду, газ и тепло по нормативам, т.е. без счётчиков, будут выставляться в двойном размере, с 1 января 2012  года разница станет четырёхкратной».

Комментируя данную информацию, можно сказать, что данных изменений в вышеуказанное постановление не вносилось. 29.07.2010 года были внесены изменения в постановление, но не касающиеся данного вопроса.

С целью информирования потребителей коммунальных услуг Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области сообщает.

 В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах,  обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

До 1 января 2013 года в отношении жилых домов, многоквартирных домов ресурсоснабжающие организации обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые   не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах,  не установившие счетчики, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы  вышеуказанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.

            Руководитель     Е.Ю.Петров

13.12.2010г.