Управление Роспотребнадзора выдало предписание об устранении выявленных нарушений публичному акционерному обществу «МТС»

 

В адрес Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области поступило обращение о нарушении прав потребителя в результате изменения оператором связи условий договора без согласия абонента путем введения платы за услугу «Вам звонили!».

В целях рассмотрения поступившего обращения Управлением была проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой Обществу выдано предписание о прекращении нарушений прав потребителей, согласно которому необходимо привести в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации пункта Условий оказания услуг подвижной связи «МТС», являющихся неотъемлемой частью заключенного между потребителем и ПАО «МТС» договора об оказании услуг подвижной связи, дополнив пункт условием о наличии согласия на вносимые оператором связи изменения в условия договора.

Как следует из материалов дела, между Обществом и потребителем был заключен договор на предоставление услуг сети сотовой радиотелефонной связи.

В 2015 году Обществом была введена плата за пользование услугой «Вам звонили!». Ранее данная услуга была бесплатной. Уведомление о введении платы за пользование услугой было размещено на официальном интернет-сайте Общества. Текстовые сообщения абоненту не отсылались ввиду отсутствия указанной обязанности в действующих Условиях оказания услуг.

Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Отношения между абонентом или пользователем услуг телефонной связи и оператором связи регулируются Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 №1342 (далее – Правила №1342).

Подпунктом «е» пункта 24 Правил №1342 установлена обязанность оператора связи не менее чем за 10 дней до изменения действующих тарифов на услуги телефонной связи извещать об этом абонентов через сайт оператора связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Абонентам подвижной связи, в отношении которых применяется изменяемый тариф, дополнительно направляются короткие текстовые сообщения с информацией об изменении действующих тарифов на услуги подвижной связи.

Согласно положениям статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, не допускается одностороннее изменение условий обязательства, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 47 Правил №1342 изменение договора, заключенного в письменной форме, оформляется путем заключения дополнительного соглашения в письменной форме либо путем совершения абонентом конклюдентных действий, перечень и порядок осуществления которых определяются договором.

В силу пункта 1 статьи 10 Закона РФ от 07.02.1996 №2300-1 «О защите прав потребителей», исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В соответствии с пунктом 2 статьи 10 названного Закона, информация об услугах в обязательном порядке должна содержать цену в рублях.

Довод Общества о том, что изменения в договор могут быть им внесены и без согласия абонента, судом отклонен, поскольку данное утверждение противоречит требованиям действующего законодательства, в силу которого такой порядок внесения изменений в договора может быть осуществлен только по решению суда. Кроме того, цена договора является его существенным условием, и в рассматриваемом случае ее изменение возможно только с согласия абонента.

Арбитражным судом Нижегородской области было отказано в удовлетворении заявленных требований Общества.

На решение Арбитражного суда Нижегородской области ПАО «МТС» направило жалобу в апелляционную инстанцию. Вместе с тем, до рассмотрения дела Обществом направлено заявление об отказе от исковых требований.